Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации…». Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
· использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
· использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
· использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
· предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
· проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
· обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных програм
м обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Карта оценки уровня готовности ДОУ "Льдинка" к реализации адаптированной образовательной программы в 2023-2024 учебном году
- приказ Управления образования от 31.05.2016 №425 «Об организации мониторинга по оценке готовности муниципальных общеобразовательных учреждений к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- приказ Управления образования от 22.04.2016 №307 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях, расположенных на территории ТДНМР»
С целью обеспечения доступности образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе определены базовые образовательные организации по формированию безбарьерной универсальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ «Льдинка» создана доступная среда для прибывания и получения образования детям с ОВЗ:
№ |
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении. |
1 |
Сведения о наличии приспособленных для использования лицами с ОВЗ учебных кабинетов |
1.1 |
Два логопедических кабинета, кабинет педагога-психолога |
Оснащены методическими пособиями и дидактическими материалами для работы с детьми ОВЗ |
1.2 |
Условия охраны здоровья обучающихся, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ |
Медработники ДОУ прошли специальную подготовку для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. |
|
|
|
2 |
Реализация адаптированных образовательных программ |
|
Кадровое обеспечение |
Два учителя-логопеда, педагог-психолог. 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного обучения" |
3 |
Наличие информационных приспособленных и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения. |
3.1 |
Доступ к информационным системам, информационно-коммуникативным сетям. |
Наличие адаптированного сайта для слабовидящих. Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения лиц с ОВЗ. |
4 |
Условия доступности для маломобильных групп населения, обеспечивающие пребывание лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
4.1 |
Наличие возможностей перемещения внутри здания |
· Гусеничный лестничный подъемник
· Оборудованы тактильной плиткой дорожки в плавательном бассейне
· Установлены откидные поручни в туалетной комнате плавательного бассейна |
3.2 |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ |
Главный вход в здание ДОУ оборудован кнопкой вызова персонала для организации помощи инвалидам и лицам с ОВЗ. Также в ДОУ имеется лестничный гусеничный подъемник для обеспечения доступа в здание, преодоления лестничных маршей людьми с ОВЗ в инвалидных колясках с помощью сопровождающего лица. |
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых
на нём услуг в сфере образования (смотреть)
План мероприятий ("дорожная карта") обеспечения условий доступности для инвалидов (смотреть)
Модель инклюзивного образования в ТМБ ДОУ «Льдинка»
(смотреть)
Пояснительная записка к модели развития инклюзивного образования
Приложения к модели инклюзивного образования (смотреть)
Положение о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ
(смотреть)
Положение о порядке разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ТМБ ДОУ "Льдинка"
Педагогические технологии для обучения детей с ОВЗ
в дошкольном образовательном учреждении
(смотреть)
http://taimyr-edu.ru/